Сколы на зубах — это потеря части дентальной единицы: либо только эмали, либо и эмали, и дентина, — что часто случается в результате разрушения ослабленных костных тканей либо механического воздействия.

Почему откололся зуб?

Помимо простого механического влияния существуют биохимические причины: разрушение и ослабление эмали, деминерализация, клиновидный дефект. Сколоть эмаль можно в результате удара, неосторожного надкусывания, неудачного и резкого смыкания челюстей, а также во сне в результате гипертонуса мышц и непроизвольного сжимания челюстей. В результате механического воздействия зуб разламывается.

Последствия сколов зуба.

Небольшие сколы могут приносить в большей степени эстетические неудобства. В то время как заметные повреждения чреваты сильным повышением чувствительности к температурам и даже чистке зубов. Последствием сколов является распространение микротрещин на эмали и развитие патогенной микрофлоры в их глубине, провоцирующей кариес и скорое разрушение коронковой части.

Причины сколов.

Наиболее частыми причинами сколов являются удары и бруксизм. Бруксизм — это непроизвольные спазмы челюстнолицевых мышц, возникающие во время сна. Если такие симптомы как боль в челюсти по утрам, либо замечания родных о том, что во сне вы скрипите зубами, для вас не новое явление, не стоит удивляться сколу, — это закономерное разрушение зубов после регулярной и долгой механической нагрузки. Так как самостоятельно человек не способен в бессознательном состоянии остановиться во время сильного сжимания челюстей, даже при ощущении дискомфорта, зачастую происходит повреждение костной ткани.

Что делать, если во сне откололся или сломался зуб?

Обратиться к стоматологу для диагностики причин и немедленного восстановления. Даже после откола маленького кусочка эмали, в ней образуется множество микротрещин. Бактерии в микротрещинах невозможно устранить в домашних условиях, со временем они ослабляют эмаль и заставляют зуб темнеть и разрушаться гораздо раньше, чем остальные. Для предотвращения рекомендуется обратиться к стоматологу в ближайшие сутки-двое для восстановления целостности зуба.

При сколах, полученных в результате падений и ударов о твёрдые поверхности, применяется художественная реставрация. Если же зуб сломался неожиданно, например ночью, предпочтительнее ортопедическое восстановление виниром. Если у пациента ослабленная клиновидным деффектом эмаль — показаны цельнокерамические или керамокомпозитные безметалловые коронки. Материал для восстановления подбирается индивидуально. Стоматолог учитывает причины сколов, чтобы спрогнозировать поведение реставрации.

Стоматолог поможет вам определить причину разрушения после осмотра и изучения диагностической ночной каппы. Стирание или прокусывание её поверхности — подтверждает диагноз и влияет на способ восстановления зуба. Композитные реставрации при бруксизме не являются достаточно прочными и не имеют гарантий. Именно поэтому показано восстановление керамикой — винирами на рефракторе и коронками. Фронтальная зона обладает повышенным риском повреждений в процессе откусывания.

Как восстановить отколовшийся зуб?

Есть два способа восстановления поломанного зуба: терапевтический и ортопедический. Терапевтический заключается в художественной реставрации композитными материалами. Плюс метода в его скорости и визуальной неотличимости восстановленной части от природных костных тканей (при условии хорошего качества выполнения работы стоматологом). Минус метода — он не имеет гарантий. Композитные материалы, по сравнению с керамикой, хрупки и могут отколоться при неаккуратном надкусывании, особенно в случаях, когда пациенту показано ношение ночной размыкающей каппы

Ортопедическое восстановление — это реставрация винирами и коронками. Керамические изделия прочнее композитов, выдерживают гораздо большие нагрузки, не повреждаются при повседневной эксплуатации, не темнеют, не подвергаются окрашиванию от взаимодействия с продуктами с агрессивными пигментами. При сильном клиновидном дефекте и сколах от пришеечной зоны зуба показано восстановление протезированием.

Стоматологическая помощь при сколах включает в себя определение причин сколов, назначение в некоторых случаях диагностической каппы, подбор материала протезирования, и в завершении следует реставрация сколов раз и навсегда. Ортопед или терапевт способны восстановить передние зубы во фронтальной зоне после сколов самым естественным способом.