Ампутация корня зуба

В современной стоматологии золотым стандартом считается сохранение натурального зуба на максимально долгий срок. С этой целью были разработаны хирургические методы лечения, которые так и называются “зубосохраняющие”. Одним из таких методов является ампутация корня зуба.

Операцию проводят в условиях стоматологической клиники, под местной анестезией. Ее суть заключается в том, что хирург удаляет пораженный корень многокорневого зуба. При этом коронковая часть полностью сохраняется.

Наша клиника в Москве оказывает услуги "под ключ", поэтому стоимость ампутации корня зуба на всех этапах работ не меняется. С актуальными ценами вы можете ознакомится в соответствующем разделе.

В каких случаях используют ампутацию корня зуба

Кариес не просто разрушает твердые ткани коронки, он открывает путь патогенам сначала в пульпу (нерв), а затем к тканям, которые окружают зуб – периодонту. Воспаление этих тканей называется периодонтитом и считается серьезным стоматологическим заболевание. Терапевтические методы лечения заключаются в обтурации (герметизации каналов). Для этого каналы расширяют, дезинфицируют, в некоторых случаях, закладывают лечебную пасту, а затем пломбируют.

К сожалению, терапевтическое лечение - долгое и сложное. Оно не всегда приносит эффективный результат. Тогда, чтобы сохранить единицу ,используют хирургический метод.

Иногда, воспаление возникает в результате врачебной ошибки: некачественного эндодонтического (внутриканального) лечения или отлома инструмента. В таком случае, удаление корня также помогает сохранить зуб.

Показания к операции

Ампутация корня зуба возможна только на многокорневых (премоляры и моляры) единицах, как на верхней, так и на нижней челюсти.

Применяют ее в следующих случаях:

• Попадание пломбировочного материала за верхушку корня;
  • Непроходимость канала из-за гранулемы или кисты (мешочка с гноем);
  • Проникновение штифта за апекс (верхушку) корня;
  • Перфорация канала;
  • Перелом верхушки корня;
  • Резорбция (истончение) кости вокруг отростка;
  • Наличие обломка инструмента в канале.

Операцию не проводят когда:

• У пациента есть сопутствующие заболевания, такие как ишемическая болезнь сердца, тяжелые поражения печени, почек, эндокринной системы;
  • Единицу невозможно восстановить (зуб полностью гнилой);
  • Корни сильно переплетены, отделить один не представляется возможным;
  • Эндодонтическое (внутриканальное) лечение в силу ряда причин не показано.
  • Наблюдается подвижность зубов 2-3 степени;
  • Диагностирован остеомиелит челюсти;
  • Причинный зуб находится вне челюстной дуги;

Процедуру откладывают в случаях:

• Плохой гигиены рта;
  • Наличии очагов инфекции (кариозных полостей, зубных отложений, гнойных воспалений слизистых);
  • Обострения хронического периодонтита, острого периостита (флюса);
  • Неудовлетворительной гигиены ротовой полости.

Что необходимо, чтобы операция прошла успешно

Ампутация корня зуба – сложный вид хирургического вмешательства, который возможно провести только в условиях клиники.

Процедура требует от врача специализированных навыков, чтобы максимально аккуратно удалить один корень, не оставив зазубрин. Даже небольшой фрагмент пораженной ткани способен спровоцировать рецидив, при котором воспаление может привести к утрате зуба.

Чтобы операция прошла эффективно, одной квалификации стоматолога недостаточно. Необходимы:

• Точная диагностика. Она возможна только на современной цифровой аппаратуре.
  • Специфический набор инструментов. Алмазные боры должны быть новыми и качественными, иначе ровного распила добиться не получится
  • Высокая мотивация пациента. Если после операции не соблюдать гигиену полости рта, нарушать предписания стоматолога – результат будет плачевным.

Этапы лечения

Любое медицинское вмешательство начинается с обследования пациента. Оно включает:

• Опрос, сбор анамнеза. Он не ограничивается жалобами пациента, но также включает информацию о сопутствующих заболеваниях, наличии аллергических реакций, предыдущем лечении, если оно проводилось.;
  • Внешний осмотр. Стоматолог отмечает симметричность лица, наличие припухлостей, отеков, высоту нижней части лица.
  • Осмотр ротовой полости. Врач обращает внимание на состояние слизистой, языка, десен. Основными приемами осмотра являются: пальпация (ощупывание), перкуссия (постукивание) и зондирование.
  • Дополнительные методы. Для того, чтобы принять решение о том, какой вид оперативного вмешательства будет эффективен в конкретном случае, проводят лучевую диагностику. Это может быть прицельный снимок, ортопантомограмма или компьютерная томография.

На основании полученных данных стоматолог принимает решение о проведении ампутации корня зуба или о применении других видов вмешательства.

Схема проведения операции

• Анестезия. В подавляющем большинстве случаев, извлечение корня проводят под местной анестезией. Современные препараты обеспечивают полное отключение болевых импульсов на достаточно продолжительное время.
  • Удаление пульпы и герметизация каналов (если до этого эндодонтическое лечение не проводилось). Только тщательная обтурация (пломбирование) каналов способно предотвратить рост патогенной флоры.
  • Формирование доступа. Для того, чтобы обеспечить адекватный доступ и простимулировать рост костной ткани после операции, вмешательство проводится с отслаиванием слизисто-надкостничного лоскута. Для этого необходимо надрезать десну с 3-х сторон. Затем в ней проделывают отверстие, через которое и происходит удаление.
  • Извлечение корня. Алмазным бором или диском, пораженный отросток отпиливают. Затем его достают элеватором или штыковидными щипцами.
  • Дезинфекция раны. Операционное поле обрабатывают антисептиком.
  • Заполнение полости остеоматериалом. Образовавшуюся после удаления корня полость заполняют костной стружкой.
  • Наложение швов. Ушивание раны предотвращает инфекции и способствует ее быстрому заживлению

Реабилитация

Восстановление после операции можно разделить на 2 этапа. Первый – это заживление раны. Избежать осложнений, после ампутации корня зуба, помогает удаление всех пораженных тканей и антисептическая обработка операционного поля. Ушивание раны предотвращает проникновение патогенов в ткани вокруг зуба.

Далее наступает ответственность пациента. От выполнения рекомендаций зависит благоприятный прогноз лечения.

Стоматологи советуют после процедуры:

• Не есть в течении 2-3-х часов вообще и отказаться от твердой пищи в первую неделю после вмешательства ;
    Анестезия способствует онемению тканей, пока из чувствительность не восстановится, легко прикусить щеку или язык. Если голод сильный, можно выпить кефира или йогурта.
  • Отложить поход в сауну, баню, не принимать горячую ванну или душ; Перегрев организма может спровоцировать кровотечение.
  • Не использовать теплые компрессы;
    Они способствуют притоку крови, что тоже может привести к обильному кровотечению.
  • Ограничить физические нагрузки;
    Этот совет направлен на то, чтобы избежать прилива крови и также, не дать организму истощится, что замедлит выздоровление.
  • Не курить;
    Никотин приводит к спазму сосудов. Это замедляет кровяной и тканевый обмен, а также выздоровление в целом.
  • Не употреблять алкоголь;
    Если врач прописал антибиотики, пить нельзя весь период лечения. Если нет - минимум 24 часа после операции по извлечению корня.

Важно соблюдать гигиену полости рта. Место, где проводилось вмешательство лучше обходить, но в целом зубы необходимо чистить так же тщательно, как и всегда.

Возможные симптомы

Хирургическое вмешательство вызывает определенные последствия в организме. Нормой считается небольшой болевой синдром, отеки, покраснения.

Стоматологи советуют полоскать рот хлоргексидином, прикладывать лед к щеке, при болях принимать обычные анальгетики.

Обычно, на второй-третий день симптомы стихают, а к концу недели полностью проходят. Однако, если боль усиливается, отек не спадает, появляется лихорадка, общее самочувствие ухудшается – необходимо обратится в клинику за врачебной помощью.

Максимальный срок заживления раны – 6 недель. Но восстановление костной ткани занимает больше времени – около года. Хотя в это время пациент никак не ощущает процесс восстановления кости, отдельные меры помогут сократить его сроки:

• Употребление пищи, богатой кальцием (курага, кунжут, творог)
  • Прием пищевых добавок с микроэлементами и витаминами;
  • Отказ от очень горячей, острой, соленой, кислой пищи;
  • Разумные физические нагрузки;
  • Снижение уровня стресса.

Плюсы и минусы метода

Плюсы

• Помогает сохранить зуб
  • Способствует равномерному распределению жевательной нагрузки
  • Экономит средства на имплантацию или протезирование

Минусы

• Требует высокой квалификации стоматолога
  • Длительный срок реабилитации
  • Использование возможно только на многокорневых зубах

Аналоги процедуры

Ампутация корня зуба не единственная зубосохраняющая операция. В эту группу входят:

• гемисекция;
    В этом случае корень удаляется с частью коронки.
  • Резекция верхушки корня;
    Этот метод применим к зубам с любым количеством корней.
  • Коронорадикулярная сепарация;
    Корни и коронку разделяют на 2 или 3 части. Каждую часть лечат отдельно, затем их покрывают общей коронкой.

Процедура ампутации корня зуба – хирургический метод, который помогает сохранить единицу. Для успешного лечения необходимо мастерство врача и мотивация пациента. Положительный результат достигается в 92% случаев.